Целью занятий: является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности участников.
Условия проведения занятий: Продолжительность занятия - 40 минут. Речедвигательные упражнения на занятиях по логоритмике проводятся под музыкальное сопровождение. Занятия групповые и это помогает участникам научиться работать в коллективе, находить с коллективом общий язык и учиться активно взаимодействовать в группе, что способствует социальной адаптации.
Оборудование: ленты, флажки, колечки, мячи, бубенцы, ложки деревянные, маракасы.
Структура занятия: Занятие по логопедической ритмике состоит из трех частей:
- Подготовительная часть – продолжается 5-7 минут.
Цель: организовать участников, настроить на занятие, сконцентрировать внимание.
В этой части занятия используются коммуникативные игры – приветствия. Они направлены на формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения вступать в контакт. Благодаря таким играм участник учится выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств (мимики, жестов, поз, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
- Основная часть – занимает от 25 до 30 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- На развитие общей моторики и пространственной ориентации:
Развитию основных движений способствуют различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения и общеразвивающие упражнения (повороты, наклоны и пр.)
Ходьба включается в каждое занятие. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
- На регуляцию мышечного тонуса:
Данные упражнения направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
- На развитие внимания и памяти
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Участники учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Именно эти операции особенно нарушены у детей с ОВЗ. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
- На развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Здесь широко используются фонопедические упражнения, пение.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
- На развитие фонематического слуха.
Произношение под музыку текстов, насыщенных звуками, способствует развитию слухо-произносительной дифференциации фонем.
- На развитие чувства ритма.
Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, темпа, метра, что позволяет лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- На координацию речи с движением.
- На развитие тонких движений пальцев рук.
- Заключительная часть – занимает от 3 до 10 минут.
В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, а также подводятся итоги занятия.